Центр Святого Максима Исповедника

Рок-опера «Григорий Распутин»

   Богословие рок-оперы "Григорий Распутин" 

   по учению святого Максима Исповедника.

  Божественный смысл событий, раскрываемый ариями, легко и органично через ассоциативное восприятие достигает узнавания Божественного в себе чувством сопричастности вечности, но описание Божественного смысла (богословия) реальных исторических событий по учению святого Максима требует размышления и небольших знаний, несмотря на почти бытовой язык перевода. Богословие есть разумение происходящего в Промысле Бога, и потому не распределяет смысловую нагрузку мистерии равномерно и популярно как в либретто, а максимально глубоко и кратко раскрывает именно общее, единое (универсальное) от Бога во всех живущих, через существо и потенциал «логоса бытия» человека (как творения Бога), ресурсы и способ (тропос) его реализации. Мистерия Григория Распутина имея относительно личную им реализацию, в Промысле Бога не является чем-то уникальным, поскольку использует те же самые телесные и душевные ресурсы, которыми обладают все живущие во плоти, которые используют святые для обожения, а многие современники (осознанно и не очень) постоянно пользуются ими в быту. Относительно личную им реализацию - поскольку именно такая мистерия (согласно учению святых и писаниям) легко превращает подвижника в марионетку ментальности, периодически подменяя подвижнику Божественную Цель его мистерии реализацией целей времени.

  И еще. Личность Григория Ефимовича совершившаяся из его мистической онтологии не вмещается в знания (и понятия) бытовые - причина, по которой существует множество противоречивых (но одинаково правдоподобных для стереотипа мышления) образов Григория Распутина. Современное богословие сократило и профанировало святоотеческое богословие, стараясь сделать его частью культуры потребления и размножения, поэтому богословие святых практически не известно - в этой связи приводятся тексты из учения святого Максима и писаний, говорящие о существе и свойствах человеческой природы (твари) и способах ее использования, приводящие к событиям жизни Григория Распутина. Тексты из святоотеческих трудов приводятся без ссылок, чтобы не усложнять восприятие наукообразием и религиозным форматом – любой желающий без труда найдет источник в поисковой системе.

  Святые никогда не отделяют Бога от самого человека - «Он (человек) - часть Бога: как сущий - благодаря логосу бытия его, который в Боге; как благой – благодаря логосу благобытия его, который в Боге, и как Бог – благодаря логосу приснобытия его, который в Боге», благодаря этому "человек становится богом" в своей мистической практике. Конечно, это уже не относится ко всем живущим, тем более на конце веков, когда «логос бытия» и «логос благобытия» приходят в то «неизреченное истощание, которым определяется конец всех веков, Единородного Сына для обожения нашего естества».

  По учению святого Максима, современный смысл родового человека (тела рода) наиболее соответствует смыслу логоса бытия, а Божественный Промысел, (воспринимаемый не участвующими в Нем как история), есть способы (тропосы) совершения логоса бытия в «логос присноблагобытия» (жителя Царствия Бога) известными (и неизвестными) личностями, или напротив «логос бытия тлеет», возвращаясь в небытие. У всей твари тропос совершается точно так же, как Иисус Христос совершил Себя Логосом присноблагобытия Царствия Божия: воплотившись в смертном Теле «Логосом бытия», Христос совершил Свой Тропос и воскрес в бессмертном Теле «Логоса присноблагобытия», ныне - Тело Эсхатологического царствия Иисуса Христа, Которое соединившись с Отцом и Духом Святым (будучи передано Богу Отцу) станет Царствием Божиим.

  Поэтому святой Максим утверждает что Бог не борется со злом (без плоти нечем, а главное незачем - Бог просто творит Себе новое в этом мире) - с чертом борется только сам человек выбором между Божиим логосом благобытия и логосом (смыслом) злобытия, и именно по этой причине "Бог стал человеком" - "Ведь Оно [Бог Слово] не могло осуществлять богоприличным образом то, что соответствует естеству плоти, без самой этой плоти [Логоса - Тела], разумной и одушевленной" (новотворение человеческой природы). Поэтому ни Сам Бог, ни ушедшие святые "без самой этой плоти разумной и одушевленной" ничего не могут сделать без живущих во плоти, и это отсутствие воли Бога утверждает Христос: "Да будет воля Твоя как на Небе так и на земле..." - что-либо совершить в мире (и в Промысле Бога и для себя) могут только воплощенные современники. Что совершал Григорий Распутин событиями своей жизни – жителя Царствия (логос присноблагобытия) или персонификацию ментальности, ушедшей в след за своим персонификатором? "Не все великое в великих и не все малое в малых" утверждают святые, или, что то же самое - один Господь без греха: в жизни Григория Ефимовича есть и Промысел и магия, тогда - где и в чем, как? 

  Простой и однозначный ответ на этот вопрос присутствует в богословии святого Максима Исповедника, унаследовавшего Божественное ведение всего сущего от «получивших непосредственно от Него [Иисуса Христа] наставление в ведении сущего». По мере описания по святоотеческому учению мистерии Григория Распутина в ее онтологии и практической реализации откроются тропос и магические технологии, (один Господь без греха), но кажущееся логичным начало с подробного описания становления Григория родочеловеком, требует знания богословия и мистических практик, поэтому богословие логоса бытия будет раскрываться по мере возможности. Чтобы достичь своего логоса бытия, Григорий Ефимович (как и все подвижники) в тяжелейших и телесно непереносимых (без связи с мистической онтологией) событиях, совершал свою опытную (практическую) веру поиском Бога и Богообщением, пока не вместил свой логос бытия и то, что далее нужно во Славу Бога совершение тропоса (τρόπος) в логос присноблагобытия: «Ибо всегда и во всем Божие Слово и Бог желает осуществляться таинству Своего воплощения», а не только нашего. 

  Способ воплощения собою логоса бытия (тропи - τρόπη) описан самим Григорием Распутиным в «Житие опытного странника», а совершение собою «логоса бытия», сопровождается ощущением больших творческих возможностей тропоса (τρόπος) из логоса бытия в «логос присноблагобытия», и потребностью других по масштабам дел - именно с этого времени начинается публичная известность Григория Распутина, по существу описывающая его тропос и персонификации. Конечно, логос присноблагобытия может совершаться одновременно с логосом бытия, поскольку логос благобытия принадлежит Ипостаси Духа Святого совершающего все, но близость конца веков все более проявляется мистическими прорывами, когда совершенный неизвестным подвижником логос бытия и вера очень быстро становятся мистической опорой для психики других современников.

  Смысл логоса бытия соответсвует смертной природе воплощения человека (жителя мира сего), которая человеком в диалоге с логосом благобытия Ипостаси Духа Святого прелагается (тропос) в бессмертную природу логоса присноблагобытия (жителя) Царствия Божия - человек становится "новой тварью", все так же как у Иисуса Христа воплотившегося в смертном Теле и совершившего новотворение бессмертного (воскресшего) Тела Своего. В этом ведении легко понимается существо чудотворений Иисусом Христом - Господь не исцелял в современном понимании этого слова, а восстанавливал Духом Святым логос бытия человека - замысел Отца (вызвавший тварь к бытию) который Божественно совершенен и потому не имеет физиологического изъяна. По этой причине восстановление Божественного логоса бытия человека Иисусом Христом приводило к исцелению (восстановлению) человеческого тела (и Лазаря). Современные чудеса исцелений имеют иную "технологию" - общепринятые ныне практики эгрегорной защиты и перекладывания проблем и болезней с одного человека на другого. В этом случае грех (проблема) не разрешается (логос бытия не восстанавливается как это делалось Господом Иисусом Христом и святыми), а становится вечной проблемой всех причастных «исцелению». Способы исцеления (Божий или человеческий) подробно описываются в богословии святого Максима через ведение существа и различий производящей их природы, и потому легко и однозначно распознаются в жизнеописании Григория Распутина - что и как использовалось им в его чудесах и манипуляциях. 

  Увидеть действие душевных и телесных сил, используемых Григорием Распутиным в тропосе и персонификации, можно пониманием существа человеческой природы из богословия святого Максима, унаследованного им от Иисуса Христа: «Святые, усвоившие через своих предшественников многие божественные тайны, доставшиеся им по преемству от спутников и служителей Слова, получивших непосредственно от Него [Иисуса Христа] наставление в ведении сущего, говорят, что ипостась всех возникших вещей поделена пятью делениями. Из них первым, по их словам, является деление, отделяющее от нетварной [Божественной] природы всю тварную [человеческую] природу в целом…». «Вторым делением святые называют то, каким вся совокупная природа … делится на умопостигаемое и чувственное. Третьим – то, каким природа чувственная делится на небо и землю. Четвертым – то, каким земля делится на рай и обитаемую землю. И пятым – то, каким … человек, естественным образом опосредующий собою все появившиеся при разделениях края, делится на мужское и женское». 

  Это единственное дошедшее до ныне слово в святоотеческом богословии, открывающее что Иисус Христос не только проповедовал Евангелие и творил чудеса (подобно многим), а именно и прежде всего совершал Свой тропос (соединение Своей Человеческой Природы) для воскресения Тела Своего, поскольку без воскресения Иисуса Христа ни Евангелие, ни чудеса не принадлежат даже «επισαχθείσα οικονομία» (дополнительной икономии) – Промысла не наследуемого Царствием Бога. Именно учением Господа о природе тела человека - Самим Богом сказана Цель и Причина Его воплощения, предопределенная прежде времени на Великом совете Святой Троицы - Христос совершил то, что не исполнил Адам. Иисус Христос в Себе (Собою) «соединил человека, таинственным образом устраняя Духом различие мужского и женского пола, делая логос естества (природы тела), который и в мужчине, и в женщине, свободным от страстных свойств. Соединил Он и землю, изгнав различие чувственного рая и обитаемой земли. Соединил Он еще землю и небо, показав, что единое естество чувственных тяготеет к самому себе. Также соединил Он чувственное и умопостигаемое, явив единое сущее естество тварей, сочетаемое воедино какой-то таинственной причиной. Наконец, Он соединил, в соответствии с превышеестественным логосом и способом, тварное естество с нетварным». Это же самое слово кратко выразил апостол Павел: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

  А, поскольку именно «новая тварь» - новотворенная, не разделенная пятью великими разделениями Человеческая природа Тела воскресения Иисуса Христа является единственной Целью всего творения Богом, то слово Иисуса Христа (учение) о изменении (тропосом) разделенной (смертной) природы человеческого тела в бессмертную Человеческую природу Иисуса Христа воскресшего совершилось (и волотилось) собственно логосом воскресения. Только благодаря совершению этого логоса (слова Отца) воплощением заповеди Иисусом Христом о принятии отданной жизни, Господь воскрес. Называют ли этот логос (слово Бога) спасением, причастием, вознесением, преложением, обожением, пребыванием во Христе и другими словами - существо его в новотворении природы тела, это единственный в мироздании логос соединяющий с вечной жизнью. Именно этот логос, раскрываемый по учению святого Максима, есть смысловая основа описания и либретто рок-оперы Григорий Распутин. 

  В событиях жизни Григория Распутина очень ярко проявило себя еще одно слово Господа Иисуса Христа из Его учения о природе человека. Это слово известно всем, поскольку вошло в Евангелие: "будут двое ... один берется, а другой оставляется". Конечно, Господь говорит не о двух человеках - хорошем и плохом, а о двух природах у одного человека: ветхой (мертвой) и новой бессмертной природе логоса присноблагобытия Царствия - в Царствие возьмется только природа Царствия - "новая тварь" (логос присноблагобытия). Иными словами, Иисус Христос совершив тропос ветхой (смертной) природы в новую природу (бессмертную) остается Самим Собою - Иисусом Христом: Христос воскрес! Воскрес именно Он - Иисус Христос, рожденный Девой Марией, друг и учитель апостолов, но уже Телом новой, бессмертной природы Царствия Божия. Христос - Бог, и потому вся Его ветхая природа воплощения полностью претворена в новую природу Тела воскресения - ныне Эсхатологическое царствие Христа. Логос бытия претворяемый в логос присноблагобытия различаются только ветхой и новой природой, есть сам человек и одновременно присутствуют в теле человека (именно они и разделяются в живущих по слову Господа), но это всегда один человек, как и Христос до и после воскресения. И еще, новая природа в составе тела человека становится источником жизненной силы, не подвластной ветхой природе и ее ветхому миру и поэтому если "наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ... ничто не повредит вам" благодаря присутствию новой бессмертной природы в теле. Во всех подвижниках после вознесения Иисуса Христа, начиная с апостолов уже присутствуют две природы (один Господь без греха) и потому неизбежно разделение на берется - оставляется: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся..." Что из чудес в жизни Григория Распутина, являющих его известную жизненную силу принадлежит действию новой природы Господа Иисуса Христа и что совершалось ветхой природой его мистической школы, раскрывается в рок-опере по учению святого Максима. 

  Ныне все разделения человеческой природы преодолеваются подвижником в себе одновременно, и потому начинаются и оканчиваются преодолением разделения на мужскую и женскую природу - предельного разделения природы, вмещающего, обнимающего и сохраняющего все другие разделения, поэтому преодоление этого разделения предваряет и совершает обожение - единство Бога и человека по смыслу Ипостаси (Богочеловека). В этой связи необходимо описание свойств и творческих способностей, воплощенных Богом в творении мужской природы и женской природы, только благодаря использованию которых Григорий Распутин приобрел такую известность.

   Кто из мужей хотя бы раз не услышал жесткое (и злобно чуждое!): не так оделся, не так говоришь, ешь, стоишь, делаешь, куда и пр? Но мало кто задумался: да откуда ей-то известно что - "не так", если «кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа»? И почему тонко манипулирует мужем (используя «кнут и пряник»), с удивительной жестокостью и упорством незаметно вгоняя характер (φύσης - природу) и поведение мужа (и даже мысли) в соответствие ее психическому эталону мужа, как надо (мужской природы)? Кто тогда этот эталон, поскольку он не одинаков (другим-то нравится)? Откуда и как состоялся, и почему эта женская функция – клишировать окружающее в ее подсознательные эталоны универсальна, есть во всех - единое существо женской природы? «Как я [Григорий Распутин] до этой мысли дошел - так и стал действовать через женщин. Вот». Смысл этой интуиции и способы совершения себя психическим эталоном (мужем в Божественном смысле) в своих поклонницах подсознательно реализующих цели Григория Распутина, раскрываются в учении святого Максима о способностях восприятия и реализации человеческой природы. 

   «Человеческая природа, когда она приводится в бытие, уже содержит в себе сущностным образом способности, изыскивающие и исследующие Божественное, которые были предоставлены ей Творцом» - по учению святого Максима ум и чувства человека есть не органы и физиология, а способность материи тела (природы тела) воспринимать только тот мир (мироздание) которому принадлежит природа тела человека. Эта способность восприятия, совершающая верой (а вера в… воплощается природой тела), остается в человеческой природе неизменной Богом до конца веков не зависимо от природы тела. Она есть не последовательное наполнение интеллекта информацией, а принадлежит природе тела (точнее – логосу бытия в нем) и потому воспринимает сущее мгновенно и целостно, как озарение, откровение, вмещение, как понимание единственной (но многоплановой) совершенной сущности воспринятого, одним непротяженным в мышлении восприятием (умом) смысла предмета (логос), которая потом может быть долго описываема интеллектом.

  Психическое схватывание есть способность восприятия Божественного творения (а после падения еще и чертового), которая в составе логоса бытия должна была воспринять мир Божий, чтобы воплотить его Царствием Божиим: «Бог по своей благости создал пресветлое устроение всего сущего, однако через это устроение не сделалось тотчас очевидным ни Кто Он, ни каков Он…», а восприятием всего творения Божия «он [человек] весь целиком взаимопроникся бы целым Богом, стал всем, что только есть Бог, исключая тождество по сущности, воспринял бы вместо себя целиком самого Бога…». Иными словами «схватывание» есть способность психики воспринимать и становиться «схватываемым», которое есть в собственном по творению (предельноизначальном от Бога) смысле «восприятие» собою - вочеловечивание своим телом. Когда восприятие (схватывание) происходит в тропосе воплощения Божественного творения Человеческой природой, то называется обожением природы Богом, вочеловечивание Богочеловеком. 

  По этой причине святой Максим использует слово "συλλαβουσα" которое означает «схватившая» и «воспринявшая», а в бытовом (падшем) продолжении этих смыслов – зачавшая. «Схватившая, т.е. воспринявшая; таким образом ипостась Рожденного [Христа] не образуется, как это обычно для человеческого зачатия, из ипостасей отца и матери, но Дева и восприняла Того же [по природе], Кого и родила», «чтобы тем самым, как я думаю, одновременно и показать, что был возможен другой предусмотренный Богом способ умножения числа людей… и изгнать из природы различие и деление на мужской и женский пол, в котором Он, как я уже сказал, нисколько не нуждался, чтобы стать человеком».

   Своим воплощением Христос «одновременно и показывает возможность иного способа размножения людей, и изгоняет из природы деление на мужской и женский пол», - «другой предусмотренный Богом способ умножения числа людей» состоял в психическом схватывании женой логоса бытия из мужской природы, который (логос бытия от Бога) воспринимается (так же психически схватывается) мужской природой в творческом замысле Бога (в творении Бога). Так Богом творился и наполнялся мир (размножалась тварь), но после грехопадения женская природа (и мужская) получила возможность схватывания логосов злобытия из падшей природы и так же воплощать их продолжение в рождаемом «из ипостасей отца и матери». Женскую природу (по смыслу творения) можно назвать потенциалом воплощения (реализации) для логоса схватываемого ее психикой в мужской природе. Подобно пересыщенному раствору она быстро выращивает из своей природы (реализует свою от Бога воплощающую способность) любой новый, инородный (по ее природе - мужской) смысл (схваченный психикой), сама становясь (тем по природе, реальностью, истинным - воплощенным) смыслом, который восприняла. Даже безгрешная, райская женская природа не различала природы принимаемых логосов - от Бога (через Адама) или от черта (из видимого внешнего мира), чем и воспользовался черт, то грешная природа культивирует зло: «Когда в начале лукавый через грех [изменением природы] пригвоздил эти способности [восприятия человеком] к естеству зримых [вещей], то не было никого, кто бы разумевал или изыскивал Бога, ибо все причастные [этому] естеству [природе] обладали такой мыслящей и разумной способностью, которая была ограничена явленностью чувственных [вещей], а поэтому не могли обрести никакой мысли относительно того, что превыше чувства [того, что принадлежит бессмертной природе]». 

   В самом юном возрасте (от рождения) человеческая природа уже полностью совершена Богом (по смыслу потенциала) и уже обладает способностью психического схватывания, а женский потенциал воплощения есть еще и подсознательно психически тяжелая ноша стремящаяся к более устойчивому состоянию скорейшей реализацией, поэтому малейший жест, реплика, и просто соприкосновение приоткрывающее мужскую психику (в пределе – логос бытия) быстренько (почти бессознательно) схватывается женской природой и воплощается психическим эталоном мужа (смыслом себя - основой для самосознания) со всеми его характерными сущностными свойствами и признаками. Это может быть дядя, смачно крякнувший после стопки, неординарно что-то сказавший одноклассник, мальчик в песочнице – все, что глубже обычного поведения (приоткрывает внутренний мир) схватывается и становится тем внутренним эталоном мужа, по которому жена всю оставшуюся жизнь будет сверять (и обязательно клишировать) поведение окружающих (и собственного мужа): не так одет, не так говорит, ест, стоит, делаешь, куда и пр., особенно в психически сложных ситуациях. Таких неосознанных схватываний (и забытых осознанных) может быть много, пока не истощится потенциал воплощающей природы, или, более глубокий, устойчивый смысл, осознающий сущее (в пределе – логос) не заменит менее опытные. С другой стороны один психический смысл (один эталон мужской природы) может быть схвачен многими, и тогда "поклонницы" обретают единство смысла бытия, превосходящее их сознание (по смыслу ордена) - в этом причина абсолютно "неревностного отношения жены Распутина к его поклонницам". Существуют несколько общеизвестных текстов о способах замены психического эталона Григорием Распутиным, два представлены в рок-опере: неудачный и состоявшийся. 

   Физиологическое девство никак не есть Дева (по женской природе). И с этим согласны все святые - Сына Божиего могла родить не просто девственница, а именно и только Дева не использовавшая способность психического схватывания (восприятия), что и означает «Пренепорочная», «Пречистая», «Приснодева», которые прежде всего есть девственность (целостность) именно женской природы Девы, Которая с момента Её зачатия матерью, св. Анной, Богом была освобождена от «всякого следа первородного греха». Или, что то же самое: «Божественная благодать совершенно освободила Марию - совершенно, как если бы она была девственно зачата». Но безгрешность природы (отсутствием первородного греха) еще не есть гарантия - не согрешит, поскольку всем известно что у прародителей была именно безгрешная природа, а черт даже в Раю нашел в нее дорожку, и легко мог это сделать в падшем мире. Бог не был хранителем безгрешности даже в Раю, и так же в этом мире никого не лишает свободы выбора, и сатана конечно действовал. Безгрешность Своей природы могла сохранить и сохранила только Сама Дева Мария, обладая умом и волей, и выбором и всеми свойствами Лица. Чтобы не согрешить, Ее душа не спала, как мечтают некоторые, и Благодать не "носила ее на руках" отгоняя от Нее бесов (каким-то Самому Богу неизвестным способом), как утверждают другие. Дева Мария не согрешала именно Сама - благодаря Своему личному выбору не совершала личного греха, который святой Максим называет личный грех прародителей, в следствие которого в человеческую природу вошел первородный грех "и узнали они что наги", (безгрешная природа этого не знает).

   Во всем и всегда Дева Мария искала только Божественный смысл, этим Сама не допуская зло в Свою природу, в отличие от безгрешных прародителей, принимавших все без рассмотрения. Этот постоянный поиск и выбор ничем не отличался от совершеннейшего постоянного поиска Бога святыми подвижниками - тварное осталось тварным, но требовал несравнимо больших усилий Девы Марии по причине "преждереченной" (несовершенной) природы Божественных смыслов современного Ей Промысла, поскольку святые принимают вместе с Божественными смыслами обожение - Ипостасное единство с Богом, благодаря новотворению природы воскресением Христа в Теле. По учению святого Максима: «Таинство воплощения Слова содержит смысл всех загадок и прообразов Писания, и также знание являемых и умопостигаемых тварей. И кто познал таинство Креста и Погребения, тот познал словеса преждереченных (логосы бытия). Тот же, кто посвящен в невыразимый (Божественный) смысл Воскресения, познал и Цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие (логосы присноблагобытия Царствия Бога)». Божественный смысл неизменен, Логос остается Логосом - воскрес именно Иисус Христос, но изменилась (новотворилась) природа Его Тела из смертной в бессмертную, и именно поэтому Богородица не узнала воскресшего Сына. 

  Иными словами, согласно учению святого Максима, Богородица восприняла всю человеческую природу жены, включая способность психического схватывания (воплощения в мир), но ее полностью безгрешная природа, хранимая Ею личным неприятием греха, не получала ничего из падшего мира для повреждения (схватыванием) девственной природы, Мария - Дева в абсолютном, Божественном смысле этого слова. С другой стороны: «Промысел же я имею в виду, не обращающий и как-либо устрояющий возвращение тех, о ком он промышляет, от недолжного к должному, но содержащий все и соблюдающий в согласии с логосами, по которым он прежде все устроил…». А это означает, что Благовещение Деве Марии в Божественном смысле было Промыслительным предупреждением – жди (и жду) когда: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя». Природа, чувства и ум Богородицы были девственно неизменны Богом, поэтому даже увидев перемену в своих ощущениях, без предупреждения и знания Божественной Причины Дева могла не воспринять психикой: это Он - Бог Мой! Кто из живущих понимает причину своей радости, блаженства, мира, любви или покоя в посещении себя духом, а не как следствие внешнего - приобретения, вкушения, общения с, места пребывания и др. и этим не узнает, а по существу не принимает посетившего его духа. Успение Божией Матери так же есть следствие безгрешности (девства) женской природы воплощения, полностью совершенной в новую тварь, не имеющую никакого разделения по природе (ничего "преждереченного" как и у Христа воскресшего) и взято в Тело Христово все без разделения (без остатка): Дева Мария есть Мать Спасителя мира, Богородица, именно по самосущности Лица, превосходящей и отменяющей в воплотившимся Сыне временное (падшее) женское чадородие. 

   Эти описания как полуистеричные размышления о неизбежной смерти и поиска выхода в Богообщении, присутствуют в рок-опере арией одной из известных поклонниц Григория Распутина в формате ее записей, с его усиливающими эмоциональное напряжение малопонятными окружающим (как об этом и пишут современники) репликами в стиле "А Богородица-то в куклы не играла... И яко смотрюся не понимала..."

  Это подробное (но не полное) рассмотрение человеческой (тварной) природы по богословию святого Максима, необходимо для понимания ответа на главный и единственный вопрос в жизни Григория Распутина – что Богоищущего подвижника превратило в деятеля эпохи, ему-то все то зачем??? Как можно такое Богообщение поменять на сытость и почести? Почему Григорий Ефимович с детства ведомый Богом подвижник, в тяжелейших условиях воплотивший собою логос бытия, имеющий опыт чудес и Богообщения, волю и веру, осознавший «что меня избрал Господь не для игрищ бесовских; а для какого-то неведомого дела» - не стал совершать свой тропос? И более того, даже обычный человек, выдержав путь «Опытного странника», и не даже получивший в нем такого опыта чудес и откровений, не может так быстро все забыть и оставить… Конечно, прелести есть в «Житие опытного странника», но они никогда не ведут в мир. 

   В истории человечества известно много случаев, когда «благодать Всесвятого Духа» восстанавливала логос бытия и тогда миряне, цари, вельможи, разбойники меняли свое бытие на противоположное принимая иную Цель и «действие, направленное на нее». Но у Григория Распутина все наоборот: «по внутреннему расположению» от рождения он с помощью Божией восстановил свой логос бытия перенося (τρόπη) телесные скорби, но потом, вместо совершения тропоса ко Христу, пошел в обратном направлении - от Цели, которое святой Максим называет «логос бытия тлеет» (умирает) – пошел по пути Адама, изгнанного из Рая, даже не вспоминая об оставленной благодати (не сравнивая), замененной другими целями и соответствующих им средствами достижения. 

  Кажется все просто и понятно - как и Адам от помошницы, Григорий Распутин начал так же принимать (воспринимать как свои собственные) цели не от Бога, через соборность (единство) души с душами своих согрешивших (схватыванием не Божественных смыслов из мира) поклонниц, и, все более исполняя их интересы в мире, и так постепенно перестал действовать «в согласии с логосами, по которым Он [Бог] прежде все устроил…». Григорий Распутин это видит и говорит об изменении своих интересов, средств достижения цели, характера, отношения с окружающими, статуса и др., и потому далее в богословии рок-оперы остается простое (почти лирическое) описание событий и чувств в процессе изменения природы логоса бытия подвижника в эмоциональном сверхнапряжении душевных переживаний Григория Распутина - раскрывая в этом Божественный смысл логоса воскресения по учению святого Максима. 

  При этом нет необходимости анализировать подлинность известных событий, поскольку богословие распознает и описывает содействие логоса благобытия и логоса воскресения в человеке выводящее за пределы времени, где историческая достоверность не имеет никакого смысла: «Промысел же [Бога] я имею в виду, не обращающий и как-либо устрояющий возвращение тех, о ком Он промышляет, от недолжного к должному, но содержащий все и соблюдающий в согласии с логосами, по которым Он прежде все и устроил…». Поэтому «зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, [чему-либо] иному помимо цели. Целью же я называю Причину сущих, к Которой естественно устремляется всё, хотя лукавый, тщательно прикрыв зависть личиной благожелательности и обманом склонив человека, [сумел] направить влечение к чему-либо иному из сущего помимо Причины и произвести неведение Ее».

   А это означает, чтобы не «направить влечение к чему-либо иному из сущего помимо Причины и произвести неведение Ее», чтобы богословие не было лукавым и фальшивым, оно должно содержать смыслы Промысла и содействовать Цели всего сущего. Поэтому необходимо описание мистерии Григория Распутина не в формате «святой-грешник», и даже не в подвижник-деятель, а именно в составе Промысла Бога – почему начиная с XX века подвижники все более шли (и идут) именно таким же путем: сами совершали свой логос бытия, достигают веры и Богообщения, а потом реализуют свой опыт и веру в другой, уже в соборной мистерии, все точно так же как и Григорий Распутин – теми же природными (телесными) и душевными способностями. Мистерия Григория Распутина, хотя и содержит явные подмены Цели через его душевную соборность с многочисленными поклонницами (помошницами души), но вместе с миром принадлежит Вседержителю, и по учению святого Максима открывает существо Промысла Бога в современниках доныне. Главный и единственный вопрос в жизни Григория Распутина – что Богоищущего подвижника превратило в деятеля эпохи, ему-то все то зачем(???), необходимо дополняется богословским описанием - что совершает Бог в наших современниках.

  По учению святого Максима Бог создал весь тварный мир из воплощения разделений. Между краями всех разделений (ныне началом и концом) находится весь воспринимаемый мир, (включая самого человека), а «человек, естественным образом опосредующий собою все появившиеся при разделениях края, делится на мужское и женское». По этой причине «человек вводится в число сущих последним, подобно некой естественной связке, опосредуя своими частями края всего мира и сводя в себе воедино то, что по природе удалено друг от друга на большое расстояние, чтобы, начав прежде всего с собственного деления, положить начало собирающему все сущее к Богу, как к Причине, соединению и затем, непрерывно и последовательно продвигаясь через середины вперед, обрести в Боге, в Котором уже нет разделения, предел своему объединяющему все сущее возвышенному восхождению [обожению]». Святой Максим утверждает что Сын Божий воплотился не потому что человек согрешил, а только потому что единство Бога и человека (обожение) для Царствия Бога есть Промысел и предвечный замысел Бога о твари.

  Тропос новотворения человеческой природы (и с нею мира) завершается Промыслительным соединением (в соборе) мужской и женской природы, конечным для всего творения и упраздняющего все «появившиеся при разделении края». Оставаясь по существу неизменным одним и тем же тропосом Христа, Промысел из пустынь и монашества исполнившего заповеди, постепенно входит в мир, когда старцы и схимонахи активно общались с мирянами,  и завершается последним объединением (собором) природы мужской и женской (не имеющим монашеского делания): «чтобы, начав прежде всего с собственного деления, положить начало собирающему все сущее к Богу, как к Причине, соединению и затем, непрерывно и последовательно продвигаясь через середины вперед, обрести в Боге, в Котором уже нет разделения, предел своему объединяющему все сущее возвышенному восхождению». Промысел наследуется святыми современниками во плоти от уходящих святых, поэтому соединение в соборе мужской и женской природы Промыслительно завершает все новотворение для обожения человеческой природы на конце веков. Иными словами святые монахи преодолевали конечное разделение на мужскую и женскую природу потенциально, оставляя его последним подвижникам - иначе святые не могли войти в Тело Христа, где «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского…». 

  Современный Промысел стал соборным - в мистерии подвижников, начиная с XX века непосредственно участвует женская природа (до этого неявно). Это же утверждают современные философские исследования (С.С. Хоружий) в области антропологии. Есть древние пророчества, о том что Промысел будет вознесен Богом из монашества (авва Исхирион) к соборному деланию мужа и жены (как у Адама в Раю): «Мы исполнили заповеди Божии». Затем спросили: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, — сказал Авва, — будут иметь делание вполовину против нас». Тогда спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания: но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших». Это полностью соответствует современной реальности: Промыслительный логос воскресения проявляет себя не в монашеском делании, а - "устоят..." в том Богообщении, которое совершено до соборности, но не разложится в соборе в смерть как у Адама (устоять надо в логосе воскресения), по этой причине Григорий Распутин исполняя волю Бога, иногда говорит что монастырь - не его путь. "Устоять" по богословию святого Максима означает не упасть как Адам, при искушении женою (в Райском смысле - помошницей) души - воскресением Христа не совершать "личного греха" и потому самому не стать человеческой (воплощенной собором) реальностью вечного эсхатологического огня. А "будут выше нас и отцов наших" конечно же не в святости - по учению святого Максима логос святости один (по природе от Ипостаси Духа Святого) во всех святых. "Выше нас", как и сказал Авва - по совершенству Промысла. 

  Григорий Распутин восстановив свой логос бытия достиг современного ему Промысла, где с первыми опытами соборности принял ведение существа женской природы. Божественное ведение во все времена и у всех подвижников воспринимается одно и одинаково, но далее каждый подвижник делает посильный (сохранением онтологии) перевод для современного ему сознания в соответствии со своими личными и психическими возможностями и в формате доминирующих в его время культурных стереотипов. Иными словами описание эсхатологии святого Максима кардинально отличается по символам перевода (осознания) от описания эсхатологии в «Откровении» ап. Иоанна, но это описание одного и того же неизменного Божественного ведения. 

  По этой причине богословие Григория Распутина, по форме и символам описания, никак не похоже на классическое святоотеческое богословие, но по существу есть точно такой же смысловой перевод Божественного ведения (богословие), сделанный подвижником в соответствии с его культурными и духовными ассоциациями. Свое Промыслительное ведение существа женской природы (изложенное выше по святоотеческому богословию), Григорий Распутин выразил не по-монашески, а своими словами: «Потому в бабе — дух живее. Шуму она боле делает. А без шуму — ни Бога, ни почести не сделать! А уже пошуметь бабы всегда могут. Только свистни, она враз откликнется. За собой — деревню поведет. И вера в ней мягкая… Ветром носится… Как я до этой мысли дошел — так и стал действовать через женщин. Вот». Конечно, не всегда (и не во всех) мистических текстах удается распознать по учению святого Максима Божественное ведение, и даже напротив – чаще это обычные суеверия и бытовые реплики, но без богословия Григория Распутина, а точнее – без онтологической связи его богословских размышлений со святоотеческим богословием, не раскрывается личность подвижника. А поскольку объединить в одном смысловом исполнении, несмотря на единое ведение, такие различные описания не представляется возможным, в рок-опере помимо современников и лукавого с рогами и хвостом, присутствует еще один персонаж – «Божественный странник» по смыслу описания Соломоном Премудрости Божией.

  «Устоять» в Промысле одинаково сложно во все времена, поскольку каждый подвижник необходимо осуществляет собою «новое Богомужнее действие» не зависимо от окружающего, в монашестве он или в миру. Поэтому поведение человека, соответствующее признанному обществом формату праведности и святости, никак не есть действие Промысла Бога. Это известно от Самого Господа: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее». Жизнь Иисуса Христа совершавшего Промысел Божий никак не соответствовала общепризнанной современниками религиозной праведности. Богомужнее действие происходит не от мира, и потому никак не связано с традицией мира, превосходит форму богоугодной жизни и сам мир, и есть только исполнение воли Бога в импровизации своего тропоса, подвижником. «Устоять» необходимо в «Богомужнем действии», а не в праведности, добродетели, поклонении, религиозной традиции и др. (как их понимает современный им мир).

   С другой стороны весь видимый и невидимый мир имеет бытие только бытием Отца Вседержителя. Это означает что «Богомужнее действие» может осуществляться Богом и подвижником во всем бытии и всех проявлениях человеческого бытия и «там где престол сатаны». Одно и то же «Богомужнее действие» в импровизации способов совершения подвижником создает оптимально соответствующий Промыслу способ делания - монашеское делание (в свое время), потом, исполнив заповеди, выходит в мир, и постепенно достигает пределов человеческого бытия. С XX века святые, наследуя предыдущее Домостроительство, совершают Промысел в миру, где по воле Бога, все так же новотворят человеческую природу для Царствия Бога, а не высоты (и низы) человеческого духа и формы бытия. С XX века святые внешне, по бытию ничем уже неотличимы от добрых мирян, делают все то же самое что и все в мире, не нуждаясь при этом в самом мире – «новое богомужнее действие» есть тропос природы, а не бытия. Этот смысл открывается в арии Григория Распутина «Мы в этот мир пришли…», составленной из его богословских размышлений о грехе и покаянии, о теле и душе, о Боге и вере.

   «Богомужнее действие» есть то же самое что и Богочеловеческое действие по смыслу Ипостасного соединения природ, поэтому действие определяет своими способностями только человеческая природа, а не наоборот, (не место и деятельность). Когда Григорий Распутин опытно достиг этого Божественного ведения, что «Богомужнее действие» может совершаться еще более благодатно в условиях обычной жизни в миру, он оставляет «Житие опытного странника», и продолжает подвижничество в миру, так странник стал деятелем эпохи.

  С другой стороны «Богомужнее действие» более точно, чем Богочеловеческое отражает смысл новотворения природы для Царствия Бога в соборном действии мужской и женской природы. Григорий Распутин опытно знал, что женская природа (как и Богородица в Логосе) встречает Божественный смысл своего бытия, (и Самого Бога) в мужской природе логоса бытия (где до ныне звучит слово Бога: «он будет владычествовать над тобою») - там, где абсолютно некритично (пред Богом), отдает себя в помощницы мужа – причина по которой поклонницы, опытно принявшие Бога в соборном диалоге, «боготворили» Григория Распутина.

  По учению святого Максима «Божия благодать не осуществляет [сама от себя] просве­щение ведением, если в естественной способности [природе человека] отсутствует то, что может воспринимать это просвещение, ни воспринимающая способ­ность не может осуществлять такое просвещение ведением без сообщающей [его] благодати». Человек воспринимает Божественное ведение и просвещается им настолько, насколько ум тренирован культурой мышления к такому восприятию и свободен от мира распознаванием своих суеверий, прелестей, мечтаний, забытых обид, пустых авторитетных заклинаний, откровений, пониманий и пр., которые проецируясь (взаимно), сочетаются и уже непреодолимо усиленные собором, стремятся к самореализации во вне: не так оделся, не так говоришь, ешь, стоишь, не то (или то) делаешь, куда и пр. А узнавание не Божественной причины известного всем влияния на поведение современников, стало основой вражды и противостояния, неприятия и конфликта с Григорием Распутиным и всеми кого он любил (как современник). Несмотря на описания трагедий и крайних психических напряжений в исторических текстах, Божественный Промысел не принимает их как нечто сущее и дает возможность для эсхатологического оптимизма, а местами даже по-человечески повеселиться - там, где мистическое действие собора воспроизводит, очень напоминает и соответствует методам древнейшей «игры полов».

  Весь Божественный смысл ухода из мира совершил Собою Иисус Христос. Христос воскрес! Богословие (и рок-оперы) не выходит за пределы Промысла, а устоял в Нем Григорий Распутин или нет – это тоже только его личное, пред Богом, как и у всех подвижников.

 

Либретто рок-оперы Григорий Распутин

Материалы в стадии оформления.

gallery_file_1_b.jpg
gallery_file_18_b.jpg
gallery_file_27_b.jpg
gallery_file_19_b.jpg
gallery_file_23_b.jpg